О заседании общественного координационного экологического совета

02.11.2020
30 октября 2020 года на базе Государственного учреждения образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь под председательством Министра Андрея Худыка в гибридном формате состоялось расширенное заседание общественного координационного экологического совета при Минприроды (далее - ОКЭС). 

В заседании ОКЭС принимали участие представители Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Генеральной прокуратуры; Министерств внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, архитектуры и строительства; Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь; Национальной академии наук, общественных объединений; Орхусских центров. 

На повестку были вынесены вопросы: «О ходе подготовки Национального доклада об осуществлении Орхусской конвенции»; «О поправке о генетически измененных организмах к Орхусской конвенции», а также участники мероприятия детально обсудили проект Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021-2025 гг. (далее - Государственная программа 2021-2025). 

Выступая с приветственным словом, Глава природоохранного ведомства подчеркнул, что за последние годы Минприроды налажено конструктивное сотрудничество с общественностью в вопросах охраны окружающей среды, и Министерство дорожит этим. Однако в последнее время в Интернет-пространстве появляются публикации, в которых отмечается недопонимание общественными организациями предпринимаемых Минприроды мер в решении отдельных природоохранных вопросов. 

Так, в рамках подготовки проекта Постановления Совета Министров «Об утверждении Правил охраны и рационального использования зубров» (далее – Проект) министерством был организован диалог с участием всех заинтересованных. Представители общественных организаций «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и «Багна» участвовали в проводимых совещаниях, на которых совместно были выработаны общие подходы к решению волнующих вопросов. А в результате в социальных сетях мы читаем о том, что мы обсуждали совершенно не то, что отражено в Проекте. 

«Меня это удивило и возмутило. Можно ещё приводить и другие примеры, но я хочу обратиться ко всем общественным организациям, объединениям: нельзя руководствоваться политическими мотивами в принятии экологически значимых решений! И, тем не менее, невзирая на такие неприятные факты, Минприроды открыто для обсуждения любых экологических вопросов», - отметил Андрей Худык. 

Далее о ходе подготовки Национального доклада об осуществлении Орхусской конвенции доложила Конончук Татьяна Петровна, начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки. 
 
 
Задача Орхусской конвенции – гарантировать права на доступ общественности к информации, участию в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, чтобы обеспечить права каждого человека настоящего и будущих поколений на жизнь в благоприятной окружающей среде. 

Для того чтобы решить эту задачу, стороны, подписавшие данную Конвенцию, обязались обеспечивать осуществление трех основных прав: 
  • право на осведомленность: каждый человек имеет право на получение экологической информации от любого государственного органа; 
  • право на участие: общественность (в том числе и каждый человек в отдельности) должна иметь возможность участвовать в принятии решений по конкретным видам экологической деятельности, а также в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой, предоставляя обществу необходимую информацию; 
  • право на правосудие: каждый человек имеет право на судебное рассмотрение случаев отказа в предоставлении экологической информации или в участии в принятии решения по вопросам, связанным с окружающей средой. 


Захарова Ольга, руководитель Орхусского центра Республики Беларусь рассказала «О поправке о генетически измененных организмах к Орхусской конвенции». 

 Справочно: 
 
В г. Алматы 25-27 мая 2005г. Стороны Орхусской конвенции приняли поправку к Орхусской конвенции, которая вносит изменения в пункт 11 ст. 6 Орхусской конвенции, дополняет конвенцию статьей (ст. 6-бис) и Приложением (Приложение 1-бис) с целью создания более четких правил, обеспечивающих формирование механизма информирования и участия общественности в процессах принятия решений о преднамеренном высвобождении в окружающую среду и реализации на рынке ГИО. 

В настоящее время для вступления поправки в силу не хватает одной ратификации. 

Страны, пока не принявшие решения о ее ратификации, утверждения или принятия: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Северная Македония, Таджикистан, Туркменистан и Украина. 

При поддержке проекта международной технической помощи «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН:
  • произведен обзор законодательства Республики Беларусь, имеющего отношение к поправке к Орхусской конвенции; 
  • подготовлен пакет документов по выражению согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправки о генетически измененных организмах к Орхусской конвенции. 

Анализ соответствующих положений национального законодательства показывает, что в нашей стране создана правовая основа для реализации доступа к информации и участия общественности в процессе принятия решений, касающихся генетически-измененных организмов.  

В Республике Беларусь есть все предпосылки для присоединения к поправке по ГМО к Орхусской конвенции и присоединение в ближайшее время страны к поправке по ГМО станет решающим для вступления ее в силу. 


Прежде чем приступить к детальному обсуждению проекта Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021-2025 гг., Конончук Татьяна сообщила об итогах государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы». 

Все целевые показатели данной программы выполнены (либо перевыполнены) – 124 целевых показателя, в том числе 7 сводных целевых показателей. 
Из них: 
прирост запасов полезных ископаемых, в том числе: 
  • нефть (С2 + D0) (млн. тонн) – (2016 год – 1,206; 2017 год – 0,641; 2018 год – 0,638; 2019 год – 0,978; суммарно за 4 года – 3,463 при задании 2,4); 
  • нефть (С1 + С2) (млн. тонн) – (2016, 2017 годы – показатель не был установлен; 2018 – 1,67 млн. тонн; 2019 – 2,35 млн. тонн; суммарно за 4 года – 4,02 млн. тонн при задании 3,37 млн. тонн); 
  • пресные воды (тыс. куб. метров в сутки) – (2016 год – 47,42; 2017 год – 29,5; 2018 год – 57,7; 2019 год – 57,2; суммарно за 4 года – 191,82 при задании 120,0); 
  • объем выбросов парниковых газов (сокращение в 2020 году на 4,5 процента к уровню 2016 года) (млн. тонн) – (2016 год – показатель не установлен; 2017 год – 91,8; по состоянию на 2018 год – 91,99 (сокращение к уровню 1990 года составило 33%); 
  • объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников (сокращение в 2020 году на 2,7 процента к уровню 2015 года) (тыс. тонн) – (2016 год – 1214,1; 2017 год – 1240,6; 2018 год – 1238,0; 2019 год – 1230,2; по итогам 4-х лет – 1230,2 при задании 1231,0); 
  • оправдываемость краткосрочных прогнозов погоды (процентов) – (2016 год – 91; 2017-2019 годы – показатель не установлен; по итогам 4-х лет – 91 при задании 90,4);
  • оправдываемость краткосрочных прогнозов погоды по областным центрам (процентов) – 2016 год – показатель не установлен; 2017 год – 91,8; 2018 год – 93,2; 2019 год – 94,5; по итогам 4-х лет – 94,5 при задании 91,6); 
  • удельный вес площади ООПТ в общей площади страны (процентов) – (2016 год – 8,7; 2017 год – 8,72; 2018 год – 8,9; 2019 год – 9,0; по итогам 4-х лет – 9,0 при задании 8,9). 

Экологическая политика Республики Беларусь за последние 20 лет позволила сдержать негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экосистем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения. В мировом рейтинге по индексу экологической эффективности Республика Беларусь входит в ТОП-50 стран и занимает 49 позицию в мире из 180 стран. 

Подводя итоги пятилетки, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык рассказал и о планах модернизации геологической отрасли в Беларуси. 

«Нам за последние три года удалось серьезно модернизировать Белгидромет. Качество прогнозов погоды стало значительно выше, условия работы сотрудников центра стали лучше, существенно увеличилась зарплата. На очереди не менее значимая для страны организация - НПЦ по геологии. К сожалению, геологическая отрасль сейчас находится не в том состоянии, которого хотелось бы. Где-то есть недоизученность территорий, отставание в плане применения технологий. Нужно модернизировать эту отрасль так же, как Белгидромет», - сказал Андрей Худык. 

По его словам, в Беларуси есть месторождения, которые можно вовлечь в хозяйственный оборот для импортозамещения сырья, наращивания производства и экспорта собственной продукции. "Например, хотим вовлечь в хозяйственный оборот базальты. Мне кажется, это будет прорыв, потому что мы сможем заменить ими импортное сырье", - резюмировал Министр. 

Главной целью Государственной программы 2021-2025 является обеспечение экологически благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, охраны окружающей среды, сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала страны в контексте принципов устойчивого развития.
Версия для печати Все новости