Минприроды – подробно о новом Кодексе о недрах в интервью Pravo.by

27.01.2021
6 января 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 84-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах». Начальник главного управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Василий Колб расскажет о работе по совершенствованию Кодекса с учетом практики его применения, принципиальных решениях в отношении охраны и использования недр. 

Василий Колб – Василий Юрьевич, какие основные подходы, направленные на упрощение вопросов, связанных с охраной и использованием недр, предусмотрены в Законе? 

– Законом закрепляется первоочередное право на предоставление недропользователям, осуществившим геологическое изучение недр за счет собственных средств, горного отвода, а также установление требования, не допускающего предоставление права пользования недрами в пределах ранее предоставленного другому недропользователю геологического или горного отвода. По нашему мнению, такой подход будет способствовать усилению гарантии прав недропользователей. Для того, чтобы недропользователь имел возможность своевременно получить право пользования недрами и без приостановки хозяйственной деятельности продолжать добычу полезных ископаемых, увеличивается срок подачи документов, необходимых для продления срока пользования недрами – горным отводом, когда решение о предоставлении горного отвода принимается Президентом Республики Беларусь. 

Закрепляется право на продление недропользователю срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр в случае неполного извлечения запасов полезных ископаемых, неполного использования геотермальных ресурсов недр в границах предоставленного горного отвода. Данная норма позволит недропользователю, соблюдающему требования законодательства об охране и использовании недр, отработать в полном объеме запасы полезных ископаемых, использовать геотермальные ресурсы недр, что, в свою очередь, будет положительно влиять на рациональное использование недр. 

Предоставлено право недропользователю при отсутствии спроса на добываемое сырье или иных экономических причин осуществлять временную приостановку эксплуатации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без их консервации на срок до шести месяцев при условии соблюдения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок их приостановки. Это позволит субъектам хозяйствования сокращать финансовые затраты. 

– Кодекс о недрах дополнен статьей 481, регламентирующей порядок передачи месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин в пробную эксплуатацию. Чем вызвана необходимость проведения пробной эксплуатации буровых скважин и когда она проводится? 

– Пробная эксплуатация месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин проводится в целях:  
  • уточнения имеющейся и получения в процессе проведения геологоразведочных работ дополнительной информации о запасах углеводородов и содержащихся в них компонентах; 
  • обоснования выбора технологии разработки месторождения углеводородов или отдельных буровых скважин; 
  • изучения характеристик пластов, состава и физико-химических свойств пластовых жидкостей, природного газа и нефтяного попутного газа, а также определения пластового давления; 
  • промышленного испытания технологий разработки месторождения углеводородов, обеспечивающих максимальное извлечение углеводородов в конкретных геолого-физических условиях;
  •  получения иных данных, необходимых для составления технологической схемы разработки месторождения углеводородов или отдельных буровых скважин. 

Пробная эксплуатация проводится в процессе геологического изучения недр (геологоразведочных работ) на углеводороды в случае подтверждения в скважине признаков содержания углеводородов.  

– В Законе предусмотрено, что Минприроды при утверждении запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, будет определять направления их использования. С чем связано включение данной нормы в Закон? 

– Она направлена на рациональное использование недр, недопущение использования полезных ископаемых, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в иных направлениях, чем те, для которых в установленном порядке утверждены запасы полезных ископаемых.  

Минприроды совместно с налоговыми органами неоднократно сталкивалось с тем, что субъект хозяйствования уплачивал налог за добычу полезных ископаемых по заниженной ставке, так как в протоколе государственной экспертизы геологической информации и (или) приказе Минприроды отсутствовали сведения о направлениях использования полезных ископаемых. Для установления направления использования полезных ископаемых требовалось дополнительное время на изучение материалов по результатам работ по геологическому изучению недр. Необходимо было также устанавливать и для каких целей изучалось и пригодно разведанное сырье – полезное ископаемое.  

Наличие нормы, согласно которой по результатам проведения государственной экспертизы геологической информации в заключении комиссии и (или) приказе Минприроды сразу будут установлены направления использования полезных ископаемых, позволит также при проведении контрольных мероприятий оценивать субъект хозяйствования на предмет выполнения требований Кодекса о недрах в части рационального использования недр. 

– Ранее в Кодексе о недрах отсутствовала норма, устанавливающая, что ежегодный план развития горных работ разрабатывается и утверждается до начала проведения горных работ. Чем обусловлено нововведение? 

– Необходимость разработки и утверждения такого плана обусловлена тем, что согласно Кодексу о недрах горные работы в целях добычи полезных ископаемых, кроме прочего, проводятся в соответствии с ежегодным планом развития горных работ. 

Так как в Кодексе до настоящего времени не было установлено, когда именно должен быть разработан и утвержден ежегодный план развития горных работ, при проведении контрольных мероприятий выявлялись случаи отсутствия разработанного и согласованного плана у субъекта, осуществляющего добычу полезных ископаемых. Данное нарушение влекло применение мер административного характера. 

Закрепление данной нормы в Законе позволит упорядочить проведение горных работ. 

– Законом предусмотрено, что госрегистрации подлежат поисковые и разведочные работы на подземные воды при бурении скважин глубиной, превышающей уровень залегания первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, осуществляемые для создания одиночных водозаборов. На чем основано такое предложение? 

– Сегодня в республике отсутствуют требования к организациям, осуществляющим бурение скважин, предназначенных для добычи подземных вод. 

Кодексом предусмотрены случаи, разрешающие на собственном земельном участке и без получения горного отвода осуществлять строительство (бурение) и эксплуатацию буровых скважин, шахтных колодцев и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи подземных вод из первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта.  

Вместе с тем многие субъекты хозяйствования для добычи подземных вод в больших объемах предпочитают бурить скважины ниже первого от земной поверхности напорного горизонта, чтобы увеличить воспроизводительность скважины. 

Информация о проведенных работах по таким скважинам отсутствует. Организации, осуществившие соответствующие работы, зачастую не оформляют и не передают для хранения в государственный геологический фонд геологические отчеты, паспорта буровых скважин. Это не позволяет получить представление о геологическом строении определенного участка недр и расположении пробуренного объекта (буровой скважины) и принимать определенные управленческие решения. 

По нашему мнению, регистрация работ, связанных с бурением скважин, предназначенных для добычи подземных вод, позволит в соответствии с законодательством истребовать у субъекта хозяйствования, осуществившего работы по бурению, отчетные геологические материалы по результатам выполненных работ. Это – шаг к упорядочению работ по бурению таких скважин. 

– В завершение разговора расскажите, пожалуйста, какие новые требования, направленные на рациональное использование и охрану недр, предусмотрены Законом? 

– Законом установлен запрет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на пользование недрами на территории населенных пунктов, связанное с добычей рудных, нерудных, горючих полезных ископаемых, и использование иных ресурсов недр, если такой запрет установлен законодательными актами.  

Такой подход направлен в первую очередь на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества и имущества, находящегося в собственности государства. 

В настоящее время одним из законодательных актов, устанавливающих запрет на размещение объектов хранения и захоронения отходов на землях населенных пунктов, является Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами». 
 
  • осуществление работ по добыче полезных ископаемых без согласованного ежегодного плана развития горных работ; 
  • использование полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в иных направлениях, чем те, которые указаны в приказе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, издаваемом по результатам государственной экспертизы геологической информации. 

Обращаем внимание на то, что Закон Республики Беларусь № 84-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах» вступит в силу с 14 октября 2021 г.
Версия для печати