Меню

Второй день 7 Совещания Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

14-06-2017
Во второй день работы 7 Совещания Сторон Конвенции Эспо участниками заслушен отчет Секретариата по вопросам использования бюджета за предыдущий межсессионный период. Внесены соответствующие предложения со стороны финансовых институтов и основных доноров Конвенции. 

Начато рассмотрение проектов решений 7 Совещания Сторон Конвенции Эспо по соблюдению. 

По вопросу рассмотрения проекта решения, выносимого на 7 сессию Совещания Сторон Конвенции Эспо в отношении Республики Беларусь, председатель Комитета по осуществлению Феликс Захария выступил с кратким докладом и озвучил предложения Комитета по белорусскому вопросу.  

Глава белорусской делегации - Первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Ия Малкина поблагодарила Комитет по осуществлению, Бюро и Секретариат за проделанную большую предварительную работу по подготовке проекта решения о соблюдении Конвенции и предложила для обсуждения собственный вариант. 

В своем выступлении Ия Малкина заявила следующее: 

- Совещание Сторон проводится именно для того, чтобы с участием всех заинтересованных Сторон доработать проекты решений, подготовленные и внесенные Комитетом.  

Все новые предложения к согласованному Комитетом тексту – делегаций или больших групп - должны иметь равный статус и обсуждаться здесь в зале в рамках открытого для всех диалога, как принято в ООН. 

Для рассмотрения вопросов, связанных с ядерной энергетикой, за советом целесообразно обращаться в МАГАТЭ. 

Вполне разумно, во избежание конфликта компетенций, запрашивать информацию о нормах, стандартах и т. д., имеющих отношения к ядерной энергетике, у их основного источника, а не других организации или отдельных экспертов. 

Любые механизмы, которые могут быть предложены Совещанием для рассмотрения одного из споров, по мнению Республики Беларусь: 

- должны полностью опираться на Конвенцию;
 
- не должны быть исключительными для отдельного случая, в том числе белорусского;

- должны автоматически применяться для всех текущих и будущих дел. 

Конвенция задумывалась как инструмент межгосударственного диалога в целях предотвращения, уменьшения и контроля возможного значительного вредного воздействия на окружающую среду в результате планируемой хозяйственной деятельности. Республика Беларусь обеспечила участие в оценке воздействия Белорусской АЭС на окружающую среду не только Литвы, но и Австрии, Латвии, Польши и Украины. Затем Республика Беларусь пригласила эти страны к участию в послепроектном анализе. С целью повышения доверия к будущей АЭС и снятия обеспокоенности, которая может иметь место на этапе прогнозной оценки воздействия на окружающую среду, Республика Беларусь предложила Литве создать совместный орган по послепроектному анализу. 

В целях обеспечения жизнеспособности Конвенции и сохранения доверия к ней критически важно избегать принятия сторонами дискриминационных и пристрастных решений. 

Одновременно Республика Беларусь подтверждает стремление использовать все доступные средства для обеспечения максимально достижимого уровня ядерной безопасности, в том числе используя существующие механизмы международных партнерских обзоров, в первую очередь МАГАТЭ. Беларусь провела две ключевые оценочные миссии МАГАТЭ в сфере ядерной безопасности, – миссию по оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS) и миссию по оценке площадки с учетом внешних событий (SEED). Республика Беларусь также официально пригласила миссию по оценке аварийной готовности (EPREV), которая запланирована на середину марта 2018 года и миссию по оценке эксплуатационной безопасности (pre-OSART).