Выступление руководителя белорусской делегации - первого заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь И.В.Малкиной в 35-й сессии Комитета по осуществлению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

18.03.2016
В связи с появившимися в СМИ комментариями Литовской стороны по вопросу участия делегаций Республики Беларусь и Литовской Республики в 35-й сессии Комитета по осуществлению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, и в целях предоставления объективной информации о позиции Республики Беларусь, озвученной на указанной сессии, размещается текст выступления руководителя белорусской делегации - первого заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь И.В.Малкиной.
 

 
Уважаемый Председатель и члены Комитета! 

Уважаемый Секретариат! 

Уважаемые участники заседания! 

Я хочу поблагодарить Комитет и Секретариат за тщательную проработку дела по Белорусской АЭС, а также за усилия в поиске конструктивных решений в связи с представлением Литвы. 

Это первый диалог на экспертном уровне, который состоялся между Беларусью и Литвой – то есть то, чего Беларусь пыталась добиться на протяжении последних пяти лет. 

Я надеюсь, что предоставленная сегодня возможность присутствовать здесь широкому спектру специалистов из таких областей как энергетика, охрана окружающей среды и юриспруденция позволит внести ясность в рассматриваемые вопросы и завершить рассмотрение спорных моментов. 

В отношении видения ситуации с представлением Литвы, хотелось бы подчеркнуть, что Беларусь всегда стремилась и будет стремиться к неукоснительному соблюдению положений Конвенции Эспо, а также выполнению всех процедурных моментов, предусмотренных ею. Беларусь при планировании строительства Белорусской АЭС, провела процедуру оценки воздействия на окружающую среду, в точности, как это предусматривает Конвенция, а также предприняла все усилия для полного выполнения рекомендаций Комитета и решения VI/2 Совещания Сторон. 

В то же время, мы выражаем глубокую озабоченность сложившейся ситуацией в отношениях с Литовской стороной в рамках проекта БелАЭС. На данный момент нам приходится с сожалением констатировать, что Литва старается придать сложившейся ситуации чересчур политизированный оттенок, тем самым создавая опасный прецедент – манипулирование положениями Конвенции для торможения или блокирования нежелательной по экономическим или политическим причинам деятельности другой страны. Очевидно, что этот прецедент негативно скажется на жизнеспособности Конвенции и ее привлекательности для стран, не входящих в Евросоюз, так как государства-члены Евросоюза составляют большинство Сторон Конвенции, может создаться впечатление о лоббировании возможности Евросоюза проводить любые решения на Совещаниях Сторон. 

В отношении взаимодействия с Литвой в рамках конвенции Эспо. В отношении взаимодействия с Литвой подтверждаем следующую позицию, которую ранее уже неоднократно высказывали. 

Беларусь приняла окончательное решение о строительстве Белорусской АЭС. Этот факт признан в решении шестого Совещания Сторон Конвенции в 2014 году. Тем не менее, уважая обеспокоенность Литвы, мы подтверждаем готовность работать с литовской стороной в двустороннем формате и обсуждать интересующие ее вопросы, связанные с Белорусской АЭС. Мы это делаем и сейчас, в который раз отвечая на письменные вопросы Литвы. 

Что же касается взаимодействия с Литвой по Белорусской АЭС в рамках Конвенции Эспо, подтверждаем готовность работать с литовской стороной в рамках послепроектного анализа Белорусской АЭС и консультаций экспертов.  

Мы предложили Литве создать совместный орган по послепроектному анализу и возможно другим аспектам проекта, как это было рекомендовано Комитетом (в его докладе предыдущему Совещанию сторон) и Совещанием Сторон. 

Мы рассматриваем послепроектный анализ ядерных и радиационно-опасных объектов, как отвечающий цели Конвенции и наилучший из предусмотренных ею механизмов для повышения взаимного доверия между Сторонами и снятия обеспокоенности, которая объективно может иметь место на этапе оценки воздействия на окружающую среду. Кроме того, в качестве меры по повышению доверия мы предложили Литве создать, возможно даже с участием Еврокомиссии, совместную систему радиационного мониторинга белорусских и литовских ядерных и радиационно опасных объектов. Однако Литва не торопится работать с нами по этим направлениям. 

Одновременно понимая, что успешный процесс международных переговоров во многом зависит от нахождения баланса между соблюдением национальных интересов и интересов в рамках достижения целей Конвенции, Белорусская сторона подчёркивает эффективность созданного Конвенцией механизма двустороннего сотрудничества, выраженного в форме заключения двусторонних соглашений между странами-соседями. Соглашения подобного рода как раз призваны снимать возможные вопросы и противоречия в рамках применения Конвенции Эспо. Мы выражаем уверенность, что при наличии двустороннего соглашения по осуществлению Конвенции Эспо между Беларусью и Литвой существующих разногласий и обвинений можно было бы избежать.

В отношении предложения о создании трёхсторонней комиссии. 
Беларусь подготовила отчет об оценке воздействия на окружающую среду, который в полной мере соответствует Добавлению II к Конвенции. 

Практика применения Конвенции подтверждает, что объем содержащейся в отчете информации и степень ее детализации различаются для разных случаев. Но это не означает несоблюдение Конвенции! 

Ввиду этого, очевидно, что Комитет столкнулся с достаточно сложной задачей с одной стороны требующей решения, а с другой – выходящей за рамки его компетенции. Относясь к этому с пониманием, мы всё же придерживаемся позиции, что предложение Комитета о создании трёхсторонней комиссии является беспрецедентным в практике работы Конвенции Эспо и по существу является новым механизмом рассмотрения соблюдения положений Конвенции её Сторонами, что требует внимательного и серьёзного рассмотрения и утверждения в рамках Совещания Сторон Конвенции. Кроме того, применение подобного рода механизма, ввиду его беспрецедентности, неминуемо создаёт ряд вопросов процессуального и финансового характера, которые необходимо отражать в основополагающих документах самой Конвенции, понимая, что техническое и финансовое бремя ляжет на страны-доноры. 

Справочно. Республика Беларусь приветствует участие международных экспертов в процессе реализации проекта строительства Белорусской АЭС. В настоящее время проходит согласование сроков проведения миссии SEED МАГАТЭ. Вместе с тем, создание трёхсторонней комиссии, как это предложено Комитетом и поддержано Литвой, с большой долей вероятности будет использовано литовской стороной как дополнительный механизм затягивания и без того \"буксующего\" процесса двусторонних консультаций. 

За период с 2011 года белорусская сторона более десяти раз, в том числе на уровне Премьер-министра Беларуси, официально приглашала литовскую сторону провести консультации по Белорусской АЭС, чтобы обсудить все интересующие литовскую сторону вопросы (в феврале и ноябре 2012 года, в феврале, апреле, июне, июле, августе, сентябре и октябре 2013 года, в декабре 2015 года). Ни одно из этих предложений так и не было принято. 

Также в условиях недоверия между сторонами, отрицать которое бессмысленно, создание трёхсторонней комиссии вряд ли будет результативным. В основе причин нашего недоверия лежит вышеупомянутая политизированность Литовской стороной рассматриваемого вопроса, а именно участившиеся в последнее время действия литовских политиков, направленные на попытки введения экономических санкций против Белорусской АЭС, и необоснованные заявления о небезопасности проекта. Например, чего стоят регулярно появляющиеся в СМИ статьи и выступления Литовских чиновников различного уровня: 

Цитата с сайта Президента Литвы (новость от 22 февраля): 
Островецкая АЭС не должна создавать дополнительные препятствия ни для производства электроэнергии внутри страны, ни для повышения эффективности энергопотребления или синхронизации сетей Балтийских стран с сетями континентальной Европы. 

Из литовских СМИ (новость от 7 марта) 
Крупные партии страны подготовят соглашение об угрозе, которую представляет Островецкая станция для Литвы. «Суть в том, что мы можем остановить финансирование этого проекта, и я думаю, что мы должны ставить перед собой именно эту цель», - Г.Ландсбергис. 

Подобного рода заявления, как нельзя ярче демонстрируют сугубо политические и экономические мотивы Литовской стороны, абсолютно не связанные с экологической безопасностью и принципами Конвенции Эспо. 

В сложившейся ситуации, построенной на взаимном недоверии, возникают вопросы: как смогут стороны дискутировать в трехстороннем формате, если Литва не приняла ни одно из наших десяти приглашений к экспертному диалогу, которые мы направляли ей на протяжении прошедших пяти лет? Как стороны смогут согласовать кандидатуру председателя комиссии и ее рабочие правила, если они за три года не смогли договориться о шагах по выполнению рекомендаций Комитета, принятых на его 27-й сессии в марте 2013 года? 

В связи с вышеизложенным, Белорусская сторона просит Комитет вернуться к его основной миссии, порученной 6-ым Совещанием Сторон – анализ шагов, предпринятых после принятия доклада Комитета о работе его 27-ой сессии, а также выступить Комитет в качестве модератора двустороннего диалога между Литвой и Беларусью. 

Мы готовы предложить в качестве жеста доброй воли площадку в Островце, где с участием Комитета и технических экспертов со стороны Литвы обсудим технические вопросы, поднимаемые в письмах нашими оппонентами, а также предоставим возможность ознакомиться с ходом сооружения АЭС и системой обеспечения качества ее сооружения.  
Версия для печати Все новости