Главная/ Орхусский центр/ Актуальные вопросы и ответы на них

23. Что такое ОВОС?

23.08.2007

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 58 Закона "Об охране окружающей среды" установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь от 17 июня 2005г. (далее по тексту - Инструкция) оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее по тексту - ОВОС) - деятельность, осуществляемая на стадии проведения предпроектных и проектных работ и направленная на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также на определение соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния. При этом планируемая хозяйственная и иная деятельность - строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.

Порядок проведения ОВОС, требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такой оценки устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. Таким образом, законодатель связывает процедуру ОВОС с проведением государственной экологической экспертизы, более того обусловливает проведение экспертизы в определенных (установленных в законодательстве случаях) процедурой ОВОС.

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В настоящее время, такой Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке в Республике Беларусь утвержден Инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь от 17 июня 2005г. (далее по тексту - Перечень).

Целесообразность проведения ОВОС в отношении видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, не включенных в данный перечень, определяется местными территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При несогласии заказчика с требованием территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь окончательное решение о проведении оценки воздействия принимает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

ОВОС организуется заказчиком, то есть организацией, которая собирается строить объект, реконструировать, расширять, технически перевооружать, модернизировать его, изменять профиль производства или осуществлять деятельность, которые включены в упомянутый Перечень. Заказчик обращается в проектную или научно-исследовательскую организацию, которая именуется разработчиком, проводящим ОВОС параллельно с разработкой проектной документации.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ОВОС в Республике Беларусь от 17 июня 2005г ":при заинтересованности граждан и (или) общественных организаций (объединений) в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) представляет заинтересованным гражданам и (или) общественным организациям (объединениям) необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности".

Однако, нужно отметить, что эта норма носит достаточно общий характер.

Между тем, согласно статье 6 Орхусской конвенции заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, в зависимости от обстоятельств, либо путём публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, среди прочего:

a. планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение;

b. характере возможных решений или проекте решения;

c. государственном органе, ответственном за принятие решения;

d. предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена:

i. о начале осуществления процедуры;

ii. о возможностях для участия общественности;

iii. о времени и месте любого намечаемого публичного слушания;

iv. о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью;

v. о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов; и

vi. о том, какая экологическая информация, касающаяся планируемого вида деятельности, имеется в наличии; и

e. охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду.

Таким образом, статья 6 Орхусской конвенции более широко трактует обязанности государственных органов по обеспечению участия общественности в процедуре ОВОС по сравнению с Инструкцией. Применяться в конкретном случае должно указанное положение Орхусской конвенции, как нормативного правового акта более высокой юридической силы.

Версия для печати